d_clarence: (Default)
[personal profile] d_clarence
Конспирация оно само собой. Особо обиженные соввластью склонны усматривать в них аналогии с уголовным миром. Еще в 1980-е назначение кличек объясняли в школе, а сейчас забыли и гадают на кофейной гуще.
Сначала намекну - большевики, меньшевики и эсеры меняли клички регулярно или сразу после волны арестов.
Не помогло?
Кличка - ключ к шифру. Письмо, если не было возможности писать "химией" (лимонным соком чаще или молоком между строк газеты или журнала), писалось цифрами. Цифры - простая нумерация букв полного имени владельца клички, упомянутой в письме. Цифры писались в контексте письма, вроде: "Поздравляю с 8-ми или 7-летним вязальным стажем Вашу тетку. Ей ведь уже семьдесят пять (две цифры)?... Крепко жму руку. Буду у вас 21 марта (месяц-тоже цифра), а не получится, то через две недели (тоже считаем)".
В полном имени достаточно 21-23 букв - по смыслу все будет ясно и с пропусками. Не хватает - в письме будет указана любая профессия - ее тоже считать. Просто цифрами писали при срочном деле и очень надежным корреспондентам.
Наглядный пример из ПСС Ленина. В 1902 году охранка почти разгромила все газеты социалистов. Из Питера Ленину прислали шифрованный запрос - куда и кому из Европы отправили новые печатные матрицы. Ленин ответил: "Привет Алексею! 6-22-7-18-5-10-23".
"Алексей" - кличка Юлия Цедербаума (впоследствии станет известен как лидер меньшевиков Мартов). Полное имя по той орфографии - Юлiй Осиповичъ Цедербаумъ - 23 буквы. Получается "Смировъ". Такой клички в Питере тогда не было, но была "Смирновъ" - типографский рабочий-марксист. Ему матрицы и пришли. Некоторые буквы повторяются - это типа ништяк, их можно разными цифрами писать.
Ильич менял клички 2 раза в год примерно. И часто у него их было по 2-3 для разных адресатов.
Если письмо перехватывали и вникали, что это шифровка, то шли на адрес. Но адрес никогда не был личным - только подставные лица. Никого не поймали - мучайтесь с расшифровкой. Пойманный рассыльный в курсе кличек обычно не был. Мороки, короче, они изрядно охранке доставляли.
Клички не надо путать с именами по фальшивым документам.

Date: 2017-03-02 06:17 am (UTC)
From: [identity profile] fabiy-maksim.livejournal.com
Интересно, не знал.
Но у моего революционного предка было всего 2 известные мне клички... Хотя член партии с 1905 года

Date: 2017-03-02 06:50 am (UTC)

Date: 2017-03-02 06:52 am (UTC)
From: [identity profile] stalinetz-s65.livejournal.com
У подпольщиков очень строго разделялись операции, большинство занималось строго своим делом, потому предположу, что и нужды в массе кличек, как у координаторов, не было.

(no subject)

From: [identity profile] d-clarence.livejournal.com - Date: 2017-03-02 07:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fabiy-maksim.livejournal.com - Date: 2017-03-02 07:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] d-clarence.livejournal.com - Date: 2017-03-02 07:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fabiy-maksim.livejournal.com - Date: 2017-03-02 07:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] d-clarence.livejournal.com - Date: 2017-03-02 08:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fabiy-maksim.livejournal.com - Date: 2017-03-02 08:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2017-03-02 02:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fabiy-maksim.livejournal.com - Date: 2017-03-02 05:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] wazawai-n2.livejournal.com - Date: 2017-03-02 09:42 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] fabiy-maksim.livejournal.com - Date: 2017-03-02 08:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] d-clarence.livejournal.com - Date: 2017-03-02 09:01 am (UTC) - Expand

Date: 2017-03-02 09:40 am (UTC)
From: [identity profile] wazawai-n2.livejournal.com
Это, скорее всего, именно литературные псевдонимы, для печати.
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] d-clarence.livejournal.com - Date: 2017-03-02 12:30 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-03-02 06:43 am (UTC)
From: [identity profile] congregatio.livejournal.com
О как... Надо же.
Спасибо.

Date: 2017-03-02 06:49 am (UTC)
From: [identity profile] ivakin-alexey.livejournal.com
Да, культура кличек утрачена)

Date: 2017-03-02 06:53 am (UTC)
vitus_wagner: My photo 2005 (Default)
From: [personal profile] vitus_wagner
Зачем нам культура кличек, когда есть pgp c распределенной сетью доверия и стеганография?

Фактически - описанные методы скрытой переписки - это простейший вариант стеганографии - сокрытия сообщения внутри другого сообщения.

А сейчас между людьми передаются такие объемы информации - фоточки котиков, видеоролики ютубовские всякие, что в них простейшими техническими средствами можно упрятать хоть полный текст Библии, хоть Капитал Маркса.
Edited Date: 2017-03-02 06:55 am (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] ivakin-alexey.livejournal.com - Date: 2017-03-02 07:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] vitus_wagner - Date: 2017-03-02 07:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ivakin-alexey.livejournal.com - Date: 2017-03-02 07:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [personal profile] vitus_wagner - Date: 2017-03-02 07:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ivakin-alexey.livejournal.com - Date: 2017-03-02 07:15 am (UTC) - Expand

Date: 2017-03-02 06:51 am (UTC)
From: [identity profile] b1958.livejournal.com
Колобахин срочно уехал в Крым 20.17.95.334. Тётушка Марья Захаровна при смерти 39.5.12.588. Вышлите 20 рублей на билет.

Date: 2017-03-02 07:34 am (UTC)
From: [identity profile] d-clarence.livejournal.com
Хороший пример

(no subject)

From: [identity profile] b1958.livejournal.com - Date: 2017-03-02 12:07 pm (UTC) - Expand
From: [identity profile] buksartis.livejournal.com
Арестовали жандармы подпольщика. Допросили с пристрастием. Ну и тов. по кличке Козел сломался и всех сдал. В камеру ему подбросили записку: "Козел, ты свинья!" Он пишет в ячейку: "Я все понимаю, и конспирацию, и товарищество, и то, что провинился. Но почему кличку поменяли, не понимаю!" :)

Date: 2017-03-02 08:44 am (UTC)
From: [identity profile] mindfactor.livejournal.com
>"Привет Алексею! 6-22-3-18-5-10-23".
>"Алексей" - кличка Юлия Цедербаума (впоследствии станет известен как лидер меньшевиков Мартов). Полное имя по той орфографии - Юлiй Осиповичъ Цедербаумъ - 23 буквы. Получается "Смировъ".

Я не понял, как из всего этого получается Смировъ

Date: 2017-03-02 08:49 am (UTC)
From: [identity profile] d-clarence.livejournal.com
Да, ляп послереформенны ) поправил. Спасибо, что заметили

(no subject)

From: [identity profile] mindfactor.livejournal.com - Date: 2017-03-02 08:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] d-clarence.livejournal.com - Date: 2017-03-02 09:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bipedall.livejournal.com - Date: 2017-03-02 09:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mindfactor.livejournal.com - Date: 2017-03-02 09:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] poll59.livejournal.com - Date: 2017-03-02 06:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mindfactor.livejournal.com - Date: 2017-03-02 06:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] poll59.livejournal.com - Date: 2017-03-02 06:51 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-03-02 09:39 am (UTC)
From: [identity profile] wazawai-n2.livejournal.com
Это, собственно, никакие не клички, а сменные адреса.

Были и постоянные (более-менее) псевдонимы, для прессы и брошюр, и поддельные имена из поддельных документов.

Date: 2017-03-02 06:46 pm (UTC)
From: [identity profile] poll59.livejournal.com
Ишь ты умный какой, "не кличка"
Именно что кличка
Кли́чка — имя собственное (оним) — прозвищное наименование части ономастического пространства, под которым подразумеваются собственные имена всех разрядов, употребляемых данным народом в данный период[1].
То же, что зооним;
Конспиративное прозвище у человека, находящегося в какой­-либо тайной организации, в том числе партийная кличка у многих видных членов партийных организаций в период их нелегального существования, например, партийная кличка В.И.Улья́нова — Старик;
Прозвище человека из преступной среды, часто сочетается с подлинным личным именем.
Шутлuвое прозвище

(no subject)

From: [identity profile] wazawai-n2.livejournal.com - Date: 2017-03-02 10:50 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-03-02 10:26 am (UTC)
From: [identity profile] nektosteen.livejournal.com
Конспирация.... романтика...

Учитесь, детки, это вам пригодится.

Date: 2017-03-02 11:11 am (UTC)
From: [identity profile] vaald-ik.livejournal.com
Интересно! Спасибо за информацию.

Date: 2017-03-02 12:02 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Your entry Зачем клички революционерам и почему их выпытывали жандармы. Товарищ Крупская разъясняет. (http://d-clarence.livejournal.com/141315.html) was reposted at LiveJournal Media - Зачем клички революционерам и почему их выпытывали жандармы. Товарищ Крупская разъясняет. (http://d-clarence.livejournal.com/141315.html)

Date: 2017-03-02 12:13 pm (UTC)
From: [identity profile] antiz-lj.livejournal.com
Спасибо! Занятно!

Date: 2017-03-02 12:22 pm (UTC)
From: [identity profile] valsshebnik.livejournal.com
В большинстве случаев "клички" революционеров это их литературные псевдонимы, как например Ленин, Троцкий или Сталин. Ни для кого (включая охранку) не составляло тайны - кто за данными "кличками" стоит.
Edited Date: 2017-03-02 12:23 pm (UTC)

Date: 2017-03-02 12:28 pm (UTC)
From: [identity profile] d-clarence.livejournal.com
Вот для кого-то написал последнее предложение - ан нет, читают не все. Учите матчасть, товарищ ;-)
"Ленин" и "Троцкий" - не клички. "Сталин" - тоже.

(no subject)

From: [identity profile] valsshebnik.livejournal.com - Date: 2017-03-02 12:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 1649a.livejournal.com - Date: 2017-03-02 12:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] d-clarence.livejournal.com - Date: 2017-03-02 12:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] valsshebnik.livejournal.com - Date: 2017-03-02 01:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] d-clarence.livejournal.com - Date: 2017-03-02 01:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] valsshebnik.livejournal.com - Date: 2017-03-02 01:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] d-clarence.livejournal.com - Date: 2017-03-02 01:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] wazawai-n2.livejournal.com - Date: 2017-03-02 10:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] valsshebnik.livejournal.com - Date: 2017-03-03 04:42 am (UTC) - Expand

Date: 2017-03-02 01:26 pm (UTC)
From: [identity profile] mithrilian.livejournal.com
Задумалась вот о чем. Клички менялись не столь уж редко, так? И для расшифровки того, что тебе прислали, надо было иметь в голове список всех кличек на сегодняшний день. Причем и тому, кто отправляет, и тому, кто получает.

1. Как знание о новых кличках оперативно распространить, если есть сведения, что старые разглашены?

2. А каким образом это надежно, если клички привязаны к реальным именам и фамилиям? Ведь реальные имена не меняются, и круг конспираторов не столь уж велик. Я не думаю, что можно было постоянно держать в памяти больше дюжины меняющихся позиций. Но предположим, можно. Пусть их будет вообще полсотни.

3. Вот в полицию попала шифровка. У полиции нет новых кличек, но есть недавно слитые предателем списки имен конспираторов. Работы на пару часов одному человеку - прогнать шифровку через все эти имена.

Т.е. там либо что-то еще дополнительно было, либо как-то не так...
Edited Date: 2017-03-02 01:27 pm (UTC)

Date: 2017-03-02 02:01 pm (UTC)
From: [identity profile] d-clarence.livejournal.com
1. Постоянно менялись клички у верхушки, а не у рядовых. Переписка с главными не велась напрямую - им передавали связные.
2. Разумеется это был не единственный способ шифровки.
3. Жандармы все равно не знают всех в своем округе, а когда знают - все меняются. Осведомители не только у охранки имелись. Да и адреса все подставные

(no subject)

From: [identity profile] vadim rumyantsev - Date: 2017-03-02 05:49 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-03-02 04:43 pm (UTC)
From: (Anonymous)
На ЖЖ похоже. Только по IP не пробьёшь.

Date: 2017-03-02 06:37 pm (UTC)
From: [identity profile] poll59.livejournal.com
"типа ништяк" - это так Крупская изъяснялась?

Date: 2017-03-02 07:48 pm (UTC)
From: [identity profile] d-clarence.livejournal.com
Не, это ее уже современное быдло пересказывает - я.

(no subject)

From: [identity profile] poll59.livejournal.com - Date: 2017-03-02 07:52 pm (UTC) - Expand

Date: 2017-03-05 10:11 am (UTC)
From: [identity profile] mechrazum.livejournal.com
*У вас продаётся славянский шкаф?*.
*Шкаф продан, могу предложить никелированную кровать с тумбочкой*.

Date: 2017-03-05 10:21 am (UTC)
From: [identity profile] oleg-zhe.livejournal.com
говорят при сталине замена кличек-паролей все равно никому не помогла - посадили и расстреляли.

Date: 2017-03-08 02:30 am (UTC)
From: [identity profile] f-h-v-silow.livejournal.com
Но я не знаю, как идет сигнал,
Я не знаю принципа связи,
Я не знаю, кто клал кабель,
Едва ли я когда-нибудь услышу тебя, тебя, тебя...

2-12-85-06
2-12-85-06
2-12-85-06 - это твой номер, номер, номер...
-----------------
(с)БГ


Открылся истинный смысл :-))))))))))))

Date: 2017-03-13 02:08 am (UTC)
From: [identity profile] shurik-sas.livejournal.com
Связь между подпольщиками - тема интересная и слабо изученная. Скажем, самый сильный удар по большевикам охранка нанесла, когда захватила записную книжку Крупской с ключами к шифрам.
Пришлось Глебу Ивановичу Бокию разработать новую систему шифрования :)

Date: 2017-03-14 10:43 am (UTC)
From: [identity profile] gor-t.livejournal.com
А затем жиды - пламенные революционеры присваивали себе русские фамилии, чтобы проще было втираться в доверие к гоям-русским, чтобы их было легче геноцидить и грабить.
Вот и сейчас среди жидокомпрадоров разваливающих и разворовывающих Россию, прикрываясь как картонной дурилкой для полных лохов благообразным товарищем Путиным. - самое популярное ФИО - что-то типа Иванов Иван Иванович (Клавдия Ивановна Иванова).

Date: 2017-04-03 08:50 pm (UTC)
From: [identity profile] Леонила Александрова (from livejournal.com)
Image (http://pic4you.ru/44571/5952541/�������_�������)

Profile

d_clarence: (Default)
d_clarence

April 2017

S M T W T F S
       1
23 4 5678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 21st, 2017 07:01 am
Powered by Dreamwidth Studios